Информационное письмо АМО ЗИЛ
АМО ЗИЛ сегодня - это крупное акционерное общество, около 90 % акций которого контролирует Правительство Москвы. Поэтому логично, что Москва проявляет непосредственный интерес к заводу ЗИЛ не только как к одному из своих предприятий, но и в качестве крупнейшего акционера компании.
30 августа состоялось заседание Правительства Москвы, где обсуждался вопрос реформирования АМО ЗИЛ. На этом заседании с докладом «О концепции реформирования производства АМО ЗИЛ» выступил генеральный директор управляющей организации АМО ЗИЛ К.В. Лаптев. Предложенная программа действий была одобрена московским Правительством и принята к работе. Данная концепция будет реализована в три этапа, и рассчитана на период до 2010 года.
Информируем Вас о положениях программы реструктуризации автозавода.
Надо сразу отметить, что предложенные изменения никак нельзя рассматривать как подготовку к закрытию завода или иллюстрацию тупикового положения дел. Подобные мысли, иногда встречающиеся в публикациях журналистов, несостоятельны. Напротив, как отметил в своем выступлении К.В. Лаптев, «в результате предпринятых за последние годы мер, к середине 2005 г. на АМО ЗИЛ создались необходимые условия, объективно позволяющие эффективно начать проведение его реструктуризации».
Программа реструктуризации АМО ЗИЛ предусматривает следующие меры. Во-первых, сокращение избыточных на сегодняшний день производственных мощностей автозавода, что является объективной необходимостью и должно существенно оздоровить сегодняшнее положение предприятия. Проектная мощность АМО ЗИЛ – более 200 тысяч машин в год и плюс запасные части. Планируется сократить производственные мощности предприятия до 50 тысяч машин и запасных частей к ним. Сокращение будет производиться путем вывода заготовительных производств в регионы и перевода механических производств узлов и деталей на дочерние предприятия. Будут ликвидированы экологически сложные производства (литейное, кузнечное, гальваническое и т.д.) с устаревшими технологическими процессами и оборудованием, а необходимая продукция, которая производилась на них, будет изготавливаться на дочерних и других региональных предприятиях с технологическими процессами, обеспечивающими соблюдение экологических требований к производству.
На головной площадке планируется оставить только основные производства для любого классического автомобильного завода современного типа: штамповое и сварочное производства, окраска и сборочное производство, которые будут компактно локализованы в «индустриальной» зоне. При этом произойдет естественное сокращение территории завода с сегодняшних 300 га до 60 – 70 га. Высвободившиеся площади будут переданы городу.
Стоит отдельно отметить, что обновленное по схеме «штамповка, сварка, окраска, сборка» производство АМО ЗИЛ будет работать не только с автомобилями марки ЗИЛ. Наряду с этим на заводе будут выполняться внешние заказы, т.е. развитие пойдет еще и по направлению автокомпонентного производства. В частности, в стадии реализации уже находится проект ОАО «Автофрамос» по размещению в Прессово-сварочном корпусе АМО ЗИЛ производства штампованных деталей для легкового автомобиля Renault Logan. Кроме этого значительный интерес к технологическим возможностям завода проявлен со стороны компаний «Фольксваген» и «Форд».
Во-вторых, планируется преобразовать в самостоятельные бизнес-единицы (юридические лица) ТЭЦ и комплекс систем доочистки сточных и ливневых вод. Кроме того, в юридические лица будут выделены вспомогательные производства и сфера обслуживания.
В рамках программы реструктуризации, предложенные меры будут реализованы в комплексе. Освобожденную территорию, примыкающую к третьему транспортному кольцу, подвергнут расчистке, перепланировке в части архитектурной застройки, инженерных коммуникаций и транспортной инфраструктуры под создание «коммерческой» зоны.
Вместе с вышесказанным планируется освободить АМО ЗИЛ и от ряда непрофильных активов, что, кроме прочего, имеет важное финансовое значение. Например, Концепцией предусмотрена реализация Стадиона «Торпедо», Больницы АМО ЗИЛ. В собственность Москвы планируется передать ряд объектов социальной сферы:
- Московский автомобильный колледж;
- Лицей «Столичный»;
- Центр социального обслуживания «Зюзино»;
- Детский городок ЗИЛ, Чеховский р-н;
- Комплекс систем доочистки вод (КСД).
Полученные при этом средства будут направлены на финансирование программы реструктуризации, а также в счет погашения накопившихся за прошлые годы задолженностей АМО ЗИЛ.
Разработанная руководством АМО ЗИЛ Концепция предполагает, что все этапы реформирования будут реализованы в следующие сроки.
Первый этап – 2005–2006 гг. Разработка детального организационно-технического плана реструктуризации производственных мощностей.
Второй этап – 2007–2008 гг. Завершение вывода заготовительных механических производств в регионы. Завершение локализации в индустриальной зоне оставляемых производств. Проведение перепланировки инженерной и транспортной инфраструктуры в индустриальной зоне.
Третий этап 2009–2010 гг. Завершение реализации проектов создания дополнительных высокотехнологичных производств в индустриальной зоне.
В ходе выступлений последовавших за докладом К.В. Лаптева был высказан ряд дополнений и уточнений к предложенной Концепции.
Заместитель директора Департамента промышленности Министерства промышленности РФ Н.Т. Сорокин отметил, что в целом руководство Минпромэнерго России поддерживает план реформирования автозавода. Н.Т. Сорокин «подчеркнул масштабность данных задач, их социальную значимость не только для Москвы, но и для российского общества. И поэтому данный проект, нацеленный на дальнейшее развитие автозавода, несомненно, должен получить право на его реализацию, и нет необходимости ни в какой задержке и пересмотре данной Концепции. Хотя она и требует совершенствования, как всякая подготовка большого и серьезного решения».
Генеральный директор НАМИ А.А. Ипатов отметил, что «предложенная руководством АМО ЗИЛ Концепция соответствует мировым тенденциям, а также отечественной практике других заводов». Предусмотренные создателями программы меры действительно являются неотложными, а предлагаемые структурные преобразования собственности завода «являются характерными мероприятиями, не вызывают сомнений в плане прогнозируемой экономической целесообразности».
Подвел итог обсуждения Концепции Юрий Михайлович Лужков. В частности он отметил «серьезную подготовку, сделанную дирекцией ЗИЛа, Департаментом промышленности Москвы». Первым решением, которое Юрий Михайлович предложил принять по итогам заседания – это «принципиально одобрить Концепцию».
Далее мэр Москвы подчеркнул несколько задач (положений Концепции), более детальную проработку которых, было поручено сделать руководству АМО ЗИЛ совместно с Экспертным советом Академии наук и Правительства Москвы, а также с другими службами города и Правительства столицы. После проведенной доработки Концепция будет представлена на утверждение уже без вынесения на заседание Правительства Москвы.
Коротко резюмируя информацию о прошедшем 30 августа заседании Правительства Москвы и его итогах, отметим следующее. Предложенная Концепция должна наиболее эффективно способствовать решению стоящих сегодня перед АМО ЗИЛ задач. Глобально их три. Первая - сохранение и расширение гаммы традиционно выпускаемых ЗИЛом автомобилей. Вторая - это развитие группы компаний АМО ЗИЛ в качестве крупного производителя автокомпонентов. И третий большой блок вопросов, это освоение сборочного производства, а потом и локализация его со стратегическими партнерами. Все три блока задач в рамках Концепции реформирования АМО ЗИЛ нашли подробное отражение в Продуктовой стратегии предприятия.
В разделе работы с серийными автомобилями ЗИЛа предусмотрен целый комплекс работ. В частности планируется модернизация ходовой части и трансмиссии малотоннажных грузовиков с тем расчетом, чтобы на их базе было возможно создание автомобиля повышенной грузоподъемности до 4,5 тонн. В первом ряду здесь стоит новый среднетоннажник ЗИЛ-4362.
С целью обновления зрительного восприятия «Бычка» планируется разработать новый дизайн и конструкцию унифицированного капотного оперения, обеспечивающего установку в подкапотное пространство данного автомобиля широкой гаммы современных дизельных двигателей. Такой «Бычок» завод уже демонстрировал на августовском «Мотор Шоу – 2005».
Второй блок задач – развитие автокомпонентного производства – планируется сосредоточить в основном на дочерних и зависимых предприятиях АМО ЗИЛ.
В этом ключе развивается и проект с Автофрамосом. На этот год по данному проекту Renault Logan запланирована поставка около 20 000 комплектов лицевых панелей: двери, капоты, крылья и так далее. На следующий год, по мере увеличения производства (Renault планирует дойти до 60 000 автомобилей в год), речь может идти уже о 120 000 комплектов.
Вместе с перечисленными выше работами Продуктовая стратегия предусматривает освоение производства совершенно новых моделей в планируемый срок реализации задач 2007 – 2008гг. Приоритетным продуктом в данном блоке задач является городской автобус малого класса с несущим кузовом длиной от 6 до 8,5 метров.
Вторым инновационным продуктом должен стать развозной малотоннажный автомобиль с кабиной над двигателем и с современным экологическим дизельным двигателем. В планах АМО ЗИЛ - выпускать рентабельный модульный автомобиль с одной кабиной, оснащенный всеми необходимыми агрегатами для перевозки грузов от 1 до 4 тонн.
Третьим продуктом планируется новый коммерческий автомобиль типа «Пикап» или мини-фургон грузоподъемностью до 1 тонны. Его производство, в отличие от первых двух автомобилей планируется создать исключительно из сборочных комплектов, поставляемых стратегическим партнером.
Немного более подробно стоит сказать о поиске ЗИЛом стратегического партнера.
В этом ключе ведется работа с несколькими китайскими компаниями. Один из кандидатов – FAW. Крупнейший на сегодняшний день китайский автопроизводитель, кампания FAW (в 2004 году она произвела 1,007 млн. автомобилей), в 1953 году была построена при участии завода ЗИЛ, многие топ-менеджеры FAW работали в свое время на ЗИЛе. До сих пор многие технологические карты, которые используются на FAW, идентичны зиловским. Все это в комплексе должно значительно облегчить техническую сторону сотрудничества, повысить общую эффективность совместной работы. Поэтому сотрудничество с этой компанией для АМО ЗИЛ наиболее логичный путь.
Вторая китайская компания, которая выбрана в качестве партнера, это компания JAC, которая сегодня лидирует в области производства автобусов и легких коммерческих автомобилей. Работа с этими двумя китайскими компаниями не случайна. Во-первых, минимизируются риски по сотрудничеству с одним партнером, а во-вторых, ЗИЛ привлекает к сотрудничеству двух сильнейших игроков на этом рынке.
Сейчас уже пройден первый этап совместной с Китаем программы: получены двигатели, идет их адаптация к условиям российского рынка. Впоследствии предполагается наладить лицензионное производство китайских автомобилей в России. В данный момент на ЗИЛе испытывается автомобиль компании FAW грузоподъемностью 2 тонны.
ЗАО "ТД ЗИЛ" от 28 09 2005"