Минский моторный завод и запчасти ЗИЛ 5301
Как многим, наверное, известно, в Советском союзе в автомобилестроении ставка всегда делалась на бензиновые двигатели. Единственным исключением была категория тяжелых и карьерных грузовиков, на которых устанавливались шумные и дымные дизеля. И только в восьмидесятых годах в результате массовой дизелизации грузовых автомобилей появилась какая то активность в этом направлении.
Одним из первых плодов дизелизации страны стало тесное сотрудничество Минского моторного завода и ЗиЛ, которое зародилось еще во времена 133-х. А первым по настоящему дизельным автомобилем среднетоннажной категории стал «Бычок». И как результат – запчасти ЗИЛ 5301 и Минский моторный сегодня реализуются что называется с одного прилавка.
Как среди запчастей ЗИЛ 5301 появился дизельный агрегат ММЗ
Собственно, история весьма проста: за все время существования Завода им. Лихачева на предприятии так и не разработали собственный дизельный силовой агрегат. Исключение составляет мотор ЗИЛ 645 – весьма перспективный, с капельнопленочной системой смесеобразования, что позволяло его при определенных условиях относить к категории многотопливных. И хотя он одно время довольно широко использовался для серии 4331 без турбины, дальнейшего развития так и не получил.
Именно по этому, когда встал вопрос какие запчасти ЗИЛ 5301 (а именно – двигатель) устанавливать на автомобиль, выбор был не особо велик. Так, на то время более или менее серьезными разработками дизельных двигателей занимались:
-
КамАЗ
-
Ярославский моторный завод
-
МАЗ
-
И собственно – Минский моторный завод
Первые три предприятия имели нижний порог мощности в 220 л.с., что для трехтонного «Бычка» не вполне подходило. А вот Минчане со своим тракторным силовым агрегатом в исполнении ММЗ Д-245.12 и с отдачей в 109 лошадок без турбины были в самый раз. Так, в 1994-м году запчасти ЗИЛ 5301 (двигатели в сборе) получили в лице ММЗ постоянного поставщика.
Конечно, в дальнейшем для использования на том же «Бычке» двигатель нужно было совершенствовать, что Минские партнеры делали и делают до сих пор. Так, появились версии Д-245.7 мощностью 122 л.с, а так же Д-245.9 с отдачей в 136 л.с. Еще чуть позже, под требования Евро-2, был подготовлен мотор в исполнении Д-245.9 Е2 с уменьшенными выбросами вредных веществ. Собственно, до самого последнего дня выпуска модели запчасти ЗИЛ 5301 (силовой агрегат) так и поставлялись производствыа Минского моторного завода, несмотря на различные эксперименты с зарубежными моторами. Другими словами, партнерство оказалось, как в сказке: пока смерть не разлучит нас. Точнее, пока ЗИЛ не прекратил существование.